Визитки. Проблемы цветопередачи фирменных цветов.
Об истории возникновения визиток, этикете их применения, основных дизайнерских решениях написано достаточно много.
В данной статье попробуем проанализировать проблему, возникшую сравнительно недавно и вызывающую постоянные вопросы у наших клиентов и не менее постоянную "головную боль" у наших менеджеров и печатников.
Это - проблема цветопередачи "фирменных" цветов на визитной карточке.
Для начала вспомним, что широкое применение в обиходе визиток в СССР началось в разгар "перестройки" (1987-88 г.г.), когда было отменено обязательное получение разрешения на их изготовление в "компетентных" органах (так называемое "литование").
Практически любой гражданин нашей страны получил возможность заказать такую привычную для нас сейчас визитку. Правда, стоили они по тем временам не дешево: до 50 рублей за 100 штук (напомним в скобках, что обед в заводской столовой стоил 50-60 копеек, а единый месячный проездной билет без ограничения числа поездок - 6 рублей).
Обусловлено это было тем, что изготавливались они почти исключительно офсетным способом, который и сейчас при малых тиражах один из самых дорогостоящих.
Выглядели эти визитки как близнецы-братья: белый кусочек плотной бумаги, на котором строгим черным шрифтом отпечатаны название предприятия, Ф.И.О., должность, адрес и телефон. В редких случаях визитку украшал логотип предприятия, а у государственных чиновников - государственный Герб. При черно-белом исполнении проблемы цветопередачи просто не существовало.
Шли годы. Появлялось новое оборудование для изготовления визиток. Миновал дефолт, после которого даже руководители крупных фирм, экономя каждую копейку, заказывали себе визитки в "советском" стиле.
В начале нынешнего века начался подъем экономики, сопровождающийся стремительным нарастанием конкурентной борьбы.
Сейчас аксиомой звучит утверждение, что успешное продвижение любого товара или услуги невозможно без закрепления в сознании (или подсознании) потребителя положительного образа производителя. И одним из важнейших инструментов создания этого образа является разработка собственного фирменного стиля.
Создание фирменного стиля - сложнейшая работа, одним из результатов которой становится обоснованная художником-дизайнером цветовая палитра, которая в последствии будет использоваться во всей атрибутике предприятия и, в частности, при изготовлении визиток.
Для корректной цветопередачи фирменных цветов колористом типографии, художник-дизайнер ставит в соответствие каждому из разработанных им цветов номер цвета в какой-либо цветовой библиотеке. Наиболее популярная сейчас библиотека - стандарт, разработанный фирмой Pantone. Этот стандарт настолько широко распространен, что все цветовые системы приобрели жаргонно-нарицательное имя "пантон". Разумеется это не верно, так как существуют и другие стандарты: Toyo, Focoltone, Trumatch, а так же отечественная РАДУГА.
Цветовые библиотеки изготавливаются в виде вееров для различных видов красок и запечатываемых материалов.
Казалось бы, чего проще: художник разработал палитру, поставил в соответствие каждому цвету номер по какой-либо цветовой системе (сейчас наиболее распространена система Pantone) - отдавай в типографию и печатай визитки.
Так оно и есть, если визитки изготавливаются из белой бумаги, аналогичной по свойствам бумаге используемой в эталонных веерах Pantone. Однако, сейчас наметилась набирающая силу тенденция к использованию широкого спектра так называемых "дизайнерских" сортов бумаг имеющих сложную структуру поверхности и яркую окраску. Кроме того, все чаще используются новые виды материалов - плотная калька, ПВХ-пластики и полистирол (прозрачные, полупрозрачные, цветные).
Если для визитки выбран подобный материал, тут и начинаются проблемы.
Дело в том, что цветопередача - это не объективная характеристика цвета, а психологически точное воспроизведение цветов и цветовых оттенков человеческим глазом при сравнении изображения визитки и эталонного цвета на веере Pantone в одинаковых условиях освещенности.
Цветопередача при печати на нестандартных материалах имеет два аспекта: психологический и физико-химический.
Психологический аспект связан с восприятием близко расположенных цветов (фонового цвета бумаги и фирменных цветов изображения визитки) глазом человека. Так, небольшой фрагмент голубого цвета (даже абсолютно непрозрачный) на желтом фоне будет казаться слегка зеленоватым.
Преодолеть это свойство человеческого зрения невозможно в принципе.
Физико-химический аспект связан с тем, что современные краски, используемые для изготовления визиток, не обладают абсолютной непрозрачностью. Результатом этого является пусть незначительное, но все же отличное от нуля "просвечивание" фонового цвета сквозь краску, и, как следствие, искажение цветопередачи.
Основным способом борьбы с этим явлением является многослойное нанесение краски, что, естественно, влечет за собой удорожание визиток.
Еще одна причина отклонения цветопередачи - использование "рыхлых", хорошо впитывающих краску сортов бумаги. Отпечатанное на такой бумаге изображение выглядит существенно более блеклым по сравнению с изготовленным из плотной глянцевой или матовой бумаги эталонным веером Pantone.
Улучшить цветопередачу можно нанесением "грунтового" слоя краски или лака, что, естественно не удешевляет визитку.
Из вышеизложенного следуют три вывода, которые следует иметь в виду заказчику визиток.
- Для точного воспроизведения цветов при изготовлении визиток из "дизайнерских" сортов бумаги, необходимо быть готовым к дополнительным затратам на подготовку бумаги к переносу на неё изображения.
- При ограниченном бюджете и отказе от предварительной подготовки бумаги, надо быть готовым к тому, что фирменные цвета могут быть искажены.
- Даже при тщательной подготовке бумаги, может "оптический обман" ухудшающий цветопередачу.